Введение в музыкальные технологии.
Музыка почти всегда была технологична. Без использования технологий можно разве что петь и издавать какие-то экзотические звуки. Скажем можно дудеть в морскую ракушку. Первые музыкальные инструменты, упомянутые в Библии – это гусли и свирель. (Быт.4:21). Возможно, это не самый точный перевод названий с древнееврейского на русский, но речь идёт явно о каком-то струнном и духовом инструментах. Чтобы изготовить их, Иувалу необходимо было овладеть пусть немудрёной, но всё же технологией. Современные технологии позволяют человечеству изготавливать такие инструменты, которые могут издавать любые существующие на данное время звуки, а также могут синтезировать звуки, которых никто раньше не издавал. Такие инструменты называются синтезаторами. Развитие в этой области применения человеческого знания происходит так стремительно, что, по сравнению с другими музыкальными инструментами, синтезаторы морально устаревают гораздо скорее, чем изнашиваются механически.
Естественно, это сказывается на цене. Клавишный инструмент, купленный за $1600, через пару лет трудно продать за $800. Поэтому покупка дорогого инструмента может стать как благословением для общины, так и постоянным предметом обсуждений на братских или духовных советах. На страницах нашего сайта вы всегда найдёте консультации и помощь в приобретении инструментов. Мы являемся официальными дилерами нескольких фирм, торгующих музыкальным оборудованием и имеем возможность благословить вас значительной (до 20%) скидкой при покупке инструментов и аппаратуры.
Во всех современных синтезаторах используются те же микропроцессорные технологии, что и в персональных компьютерах (далее ПК). Можно сказать, что современный синтезатор – это миникомпьютер с узко очерченным кругом задач. Такое близкое родство во многом определило рождение МИДИ-технологии. МИДИ (MIDI, Musical Instrument Digital Interface) – это набор управляющих сообщений, с помощью которых стало возможным «играть» на синтезаторе, вообще не подходя к нему. Эти сообщения могут попадать в мозг синтезатора разными путями. Посылать эти сигналы может либо другой синтезатор, либо управляющий прибор – секвенсор, либо эти сигналы могут быть записаны на какой-то носитель информации и затем считаны синтезатором. В первом случае на управляющем синтезаторе может играть музыкант, а может и нет. Во втором: секвенсор может быть реальный и виртуальный, то есть программа, установленная на ПК. В третьем случае сам синтезатор должен быть оснащен устройством записи и считывания информации. Это могут быть: флоппи-дисковод, ZIP-дисковод, CD-Rom привод или внутреннее устройство хранения информации.
Что же это за управляющие сигналы? И как это работает?
Проигрывая произведение, исполнитель пpоизводит определённые действия с оpганами упpавления синтезатора (нажатие/отпускание клавиш, педалей, изменение положений pегулятоpов и т.п.), при этом инстpумент фоpмиpует соответствующие MIDI-сообщения, в тот же момент посылаемые по интеpфейсу. Дpугие инстpументы, получая сообщения, отpабатывают их так же, как и пpи воздействии на их собственные оpганы упpавления. Таким обpазом, поток MIDI-сообщений пpедставляет собой как бы подробнейшую запись действий исполнителя, сохpаняя пpисущий ему стиль исполнения - динамику, технические пpиемы и т.п. Пpи записи на устpойства хpанения инфоpмации MIDI-сообщения снабжаются вpеменными метками, обpазуя своеобpазный способ пpедставления паpтитуpы. Пpи воспpоизведении по этим меткам полностью и однозначно восстанавливается исходный MIDI-поток. Подробно о МИДИ можно почитать в статье, специально посвящённой этому вопросу. Инструмент, получивший эту информацию, без музыканта воспроизведёт музыку, сыгранную кем-то, когда-то на другом инструменте. По МИДИ-интерфейсу одновременно может передаваться управляющая информация для 16 инструментов по 16 независимым МИДИ-каналам. Это означает, что в принципе на площадке могут стоять до 16 разных инструментов, связанных один с другим МИДИ-коммутацией, и воспроизводить партитуру, написанную для 16 инструментов. При этом весь “оркестр” может управляться минимум одним человеком. Возможно, что этому человеку не придётся ничего играть, а лишь вовремя нажать красную кнопку “ПУСК” на управляющем секвенсоре, а в конце – “СТОП”. В паузе между нотами “ПУСК” и “СТОП”, можно поиграть на гитаре или попеть. Отличительной и выигрышной стороной МИДИ-технологии является то, что она позволяет прямо во время воспроизведения изменять темп, не меняя тональности, изменять тональность, не меняя темпа, изменять тембр любого из 16 инструментов. Не правда ли, впечатляет?
О самограях.
На рынке самограйки уже давно закрепились и не собираются сдавать позиции. Это имеет свои веские основания. Что такое самограй? Это современный многоголосный синтезатор + секвенсор. Самая простая модель имеет 8-канальный секвенсор, хотя большинство таких клавишных снабжено полным, 16-канальным секвенсором. Таким образом самограй – это семнадцать в одном: шестнадцать инструментов (включая ударную установку) плюс управляющий секвенсор, который может формировать МИДИ-сообщения, посылая их через разъём “MIDI OUT”. Этот же секвенсор способен получать МИДИ-информацию через разъём “MIDI IN” или считывать её с дискеты, вставленной в дисковод, и корректно “дирижировать” своим оркестром из 16 инструментов. Для информации замечу как аранжировщик, что все 16 дорожек в современной музыке задействуются очень редко, чаще всего хватает десяти (по десятому МИДИ-каналу всегда передаётся информация для ударных). Качество звучания каждой конкретной модели самограя различно, и прямо пропорционально его цене. Но полезно знать, что на звучание синтезатора влияют в основном два его блока. Первый – это микросхема, в которой раз и навсегда записаны (зашиты) звуки (патчи), и второй – процессор эффектов (DSP, Digital Sound Processor). Звуки (патчи) – есть не что иное, как записанные и оцифрованные сигналы настоящих живых инструментов, но сжатые определёнными алгоритмами до очень маленьких размеров, чтобы набор из нескольких сотен звуков возможно было “зашить” в память одной микросхемы. Естественно, если воспроизвести этот звук как есть, мы услышим плоский, некрасивый, невыразительный звук. Но, будучи пропущеным через DSP, он обрастает необходимыми для выразительности гармониками и глубиной. Разные производители идут разными путями. Оснащение синтезаторов более ёмкими микросхемами с патчами – это более дорогостоящий процесс, нежели снабдить инструмент более мощным блоком эффектов. Этим объясняется скачок цен в добрую тысячу у.е. между Ямахами серии PSR и, скажем Коргами серии “i” или “iS”. Хотя должен заметить, что даже недорогая модель чаще всего имеет один – два неплохих патча. Например, мне нравится, как звучат барабаны в Yamaha PSR-350. Всё, о чём мы здесь говорим, так или иначе влияет на выбор при покупке инструмента. Хочется сказать несколько слов о наличии или отсутствии флоппи-дисковода. На дискету можно записать от 20 до 30 произведений в формате SMF (Standart Midi File). Собственных стилей самограя всегда недостаточно, чтобы сделать на их основе полноценную оркестровку полюбившейся песни. Настоящие, оригинальные оркестровки (или минусовки) пишутся на других аппаратах. Поэтому бесспорно лучше иметь дисковод, чтобы запускать с него уже созданные кем-то полноценные аранжировки. Особенно выручает такая технология, когда по каким-либо причинам в общине нет музыкантов.
Наличие клавишного инструмента с дисководом – это, по нашему мнению, очень эффективное решение как для начинающей группы прославления, так и для развитой. Миди-файлы минусовок всегда можно скачать здесь или заказать, или научиться делать самому. Мы постараемся помогать вам в этом творчестве. Миди-база с минусами будет постоянно пополняться. Время звучания произведений, представленных в ней будет стандартной, от 3 до 5 минут, но, по вашему желанию, мы удлинним или укоротим их и вышлем электронной почтой.
Большинство синтезаторов имеют возможность отключать любые из 16 миди-каналов. (В некоторых моделях «Ямаха» можно отключить лишь первые пять дорожек, поэтому, изготавливая миди-файлы, мы будем придерживаться такого стандарта, чтобы самые важные инструменты располагались на первых пяти треках. Например, первый трек – мелодия основного голоса, второй – бас, 3.4.5 – гитары и фортепиано). Отключение или включение некоторых дорожек может понадобиться, если в группе непостоянный состав, как оно и бывает.
И всё-таки возможности клавишного секвенсора ограничены. А использование минусовок зажимает группу прославления, а вместе с ней и всю общину, в жесткие рамки закона «куплет – припев». Ведь часто какой-то фрагмент песни требует многократного повторения, чтобы истина, воспетая в нём, утвердилась в сознании поющих. Поистине неограниченные возможности открываются, если подключить к синтезатору какой-либо программный секвенсор, установленный в компьютере. Техническая сторона такого решения – тема отдельной статьи, которую мы не замедлим поместить на сайте. Здесь мы говорим о принципиальных возможностях МИДИ-технологий. Существует множество программных секвенсоров разных возможностей и разной сложности. Наиболее простой в изучении и использовании, на наш взгляд, это программа Sonar 2.0 XL. Данный продукт является развитием популярной программы Cakewalk. Эта программа не работает со стилями, но зато позволяет легко подключать к дорожкам сэмплы живых инструментов формата SF2, а также, используя маркеры и петли, сколько угодно раз проигрывать нужные фрагменты. Мы будем писать об этом чудесном продукте подробно. На рынке также есть программы, работающие со стилями, подобно самограю. Но самограй, как мы уже говорили, ограничен своей сотней стилей. А такие программы, как RMCA (Realtime Midi Chord Arranger) или Band-in-a-Box, во-первых имеют множество своих стилей, а во-вторых позволяют получить новый стиль на основе вашего миди-файла. Это уже свобода! Всё, чем надо платить за эту свободу, - это подключенный по MIDI к вашему синтезатору компьютер. Какой? Ну Celeron 133 – достаточно, хотя можно попробовать и старика 486-го. А для сэмплов – побольше оперативки. В реальной жизни это выглядит примерно так. Двухъярусная стойка. На нижнем уровне стоит синтезатор, на верхнем – клавиатура и мониторчик. Системный блок можно поставить где угодно, лишь бы миди-коммутация доставала.
На этом мажоре мы, пожалуй, закончим данную статью. Но продолжение, уверяю вас, следует. Пишите нам, если вас заинтересовали передовые технологоии. Не будем забывать, что самый великий технолог – это наш Небесный Отец, сотворивший этот мир. Ему слава!
И.Самофалов