Псалмопение.

 

 

« …научайте и вразумляйте друг друга псалмами , славословиями и духовными песнями, во благости воспевая в сердцах ваших Господу ».

(Кол.3:16).

« назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ».

(Еф.5:19).

 

     Новый Завет определяет три конкретные музыкальные формы для наших богослужений. И псалом среди них стоит первым. Очевидно, что все три формы духовной музыки способны и предназначены научать и вразумлять народ Божий. Но, вместе с тем их три, а значит, имеются и различия между ними. Нам, служителям хвалы, необходимо хорошо знать эти особенности, и уметь правильно использовать их для того, чтобы вести церковь в Божье присутствие. Бог является Персоной №1 во Вселенной, и вхождение в Его присутствие обязано проходить по Им же установленному протоколу. Как видим из приведённых цитат, псалмами предпочтительно начинать наши музыкальные служения Господу.

     Слово псалом происходит от псалтири, названия инструмента, на котором играл Давид. Это же название носит и книга Библии, являющаяся основным источником и вдохновения в потребности человека служить Богу пением, и при изучении духовной музыки. Однажды я задался вопросом, все ли главы этой книги являются псалмами. И пришёл к выводу, что в Псалтири собраны все формы духовной музыки, о которых писал апостол Павел. Однако многие из 150 текстов Псалтири невозможно чётко отнести к той или иной форме. Лишь анализируя их, мы выявляем кое-какие характерные черты тех жанров вокальной духовной музыки, о которых пишет святой апостол Павел. Чем же выделяется псалом?

 

« Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;

пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;

при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом ».

(Пс.97:4-6)

 

      Псалом – не есть песня плача. В контексте 97 псалма говорится о спасении, которое Господь явил, подарил всем народам земли. Основание, мотивация псалма – это всегда радость спасения, благодарность за спасение, за всё, что вмещает в себя слово «спасение».  Святой Иаков пишет:

 

« Злостраждет ли кто у вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы ».

 

     Мы не думаем, что Бог, найдя нас радующимися в Духе Святом, посоветовал бы петь песни плача. Пение псалма – это выражение радости. Это хвала Богу за Его чудесные дела или, как в нашем отрывке, призыв к людям выражать свои чувства.

     Внимательно изучая структуры псалмов Давида и других мужей Божьих, я пришёл к выводу, что классический псалом представляет собой двучастную форму. Причём двучастность выражена и в форме, и в содержании. Хочу здесь оговориться. Рассуждать о музыкальных формах мы можем лишь в пределах того, что об этом написано. К сожалению, человечество не знало нотного письма в ветхозаветные времена. Поэтому вначале мы исследуем некоторые тексты псалмов, имея в виду их классический вид.

    

     Классическую структуру псалма в наиболее лаконичном виде можно увидеть в 102 псалме.

 

«Благослови, душа моя, Господа

и не забывай всех благодеяний Его».

(Пс.102:2)

 

       Первая половина стиха призывает душу выразить свои чувства и эмоции. Вторая же раскрывает причину этих чувств.  

      Теперь подробнее. Мы знаем, что выражение чувств по отношению к Господу – это собственно хвала. Что значит хвалить? Хвалить – это открыто выражать свои эмоции и чувства к субъекту восхваления. Чтобы хвалить кого-либо, мы подбираем соответствующие слова, вкладываем в них определённый эмоциональный окрас, и, наконец, произносим эти слова. Чем сильнее желание хвалить, тем больше мы вкладываем эмоций в свои слова. Эмоциональность для хвалы имеет гораздо большее значение, чем, скажем, многословие. Ведь если мы желаем похвалить человека, мы скорее будем немногословны и эмоциональны, чем станем без особых эмоций в голосе произносить длинную речь. Тем более по отношению к Господу. Бог – есть Сердцеведец, и поэтому ни многословие текста, ни изысканность музыки, не тронут Его сердце так, как подлинные чувства сердец, славящих своего Создателя. Поэтому первая, хвалебная часть псалма, обычно лаконична, удобна для запоминания и для многократного повторения. Назовём эту часть темой псалма. В некоторых псалмах Давида эта часть встречается в тексте по нескольку раз. Например:

 

« Славьте Господа, ибо Он благ,

Ибо вовек милость Его »!

(Пс.105:1, 106:1, 117:1, 117:29, 135:1)

« Да славят Господа за милость Его

И за чудные дела Его для сынов человеческих »!

(Пс.106:8,21,31)

 

      Вторая же часть псалма, как мы заметили, объясняет причины, по которым мы проявляем свои чувства и эмоции. Почему мы это утверждаем? Смотрим в текст:

 

« и не забывай всех благодеяний Его »!

 

      Эта часть предполагает повествовательный характер. В ней обычно рассказывается, когда, при каких обстоятельствах и что именно сделал Благой Господь. Мы вправе утверждать, что  здесь раскрывается содержание псалма.

     Мы ни в коем случае не делим псалом на куплеты и припевы. Такое деление свойственно для песни, а Писание различает песнопение и псалмопение.

     Назначение той части псалма, которую мы назвали содержанием, состоит в следующем. Освежить в памяти прихожанина переживания, связанные с тем, что Бог сделал в его жизни, жизни его семьи, церкви, общества.

      Цель же псалма - высвободить поток хвалы из благодарного сердца.

  

     До сих пор мы говорили лишь о текстовой стороне структуры псалма. Говоря же о музыке для псалма, мы должны понять, что музыка – это форма, или можно сказать упаковка, в которую мы помещаем истину Божьего Слова. Так уж устроил Творец высшее из Своих созданий, что когда нас переполняют чувства, мы должны петь. Когда мы полны патриотических чувств, мы поём „ Ще не вмерла України ні слава, ні воля...”, а когда мы восторгаемся Господом, мы поём хвалу.

  

« Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

(Псалом 150)

 

     Как видим, в Писании упоминается почти весь набор инструментов современного эстрадного оркестра, за исключением, разве что, электронных. Я лично убеждён, будь у Давида синтезаторы и электрогитары, в 150 псалме могла бы быть ещё одна строчка.

     Специфика псалма заключается ещё и в том, что он должен быть пригоден как для исполнения хором, так и для одного голоса. Поэтому мотив и гармония псалма не должны быть слишком сложными для запоминания и исполнения всей общиной.

     Поскольку мы различили в структуре псалма две части, было бы естественно, чтобы музыка объединяя произведение в одно целое, вместе с тем подчёркивала эти различия.

     Для хвалебной части псалма лучше использовать музыку, удобную для многоразового повторения и достаточно пафосную. Душе, знающей и жаждущей Бога, необходимо дать насладиться хвалой. Душа учится и назидается, когда делает это.

     Содержательная же часть может быть спета один-два раза, поэтому ей не нужна цикличная, яркая мелодия. Главное здесь – текст. Музыка не должна мешать разуму размышлять над текстом. Пусть она лучше помогает запоминать его. „В начале было слово”. Музыка содержания псалма даже может иметь отличную от темы тональность, иной темп, размер и даже стиль. И последнее. Если новая песня навеяна Духом, она всегда помогает нам приблизиться к Нему.

 

Голос псалмопения.

  

     Следует особо поговорить о том, как же следует петь псалом. Человеческий голос – это самый совершенный музыкальный инструмент. Нет в природе другого имнструмента, который мог бы бросить достойный вызов человеческому голосу. Наш голос удивительно пластичен в воспроизведении любых оттенков музыки. И это не удивительно, ведь мы созданы по образу и подобию самого Творца.

     Зинтересовавшись этим вопросом, я исследовал Писание, и обнаружил в нём определения не менее 20 оттенков голоса человека. Среди них:

 

-         глас радости          (Пс.41:5, 46:2);

-         глас хвалы             (Пс25:7);

-         глас славословия  (Пс41:5);

-         глас псалмопения (Пс97:5);

-         глас силы               (Пс.67:34);

-         глас величества     (Иов 37:4);

-         глас моления         (Пс.65:19);

-         глас проклятия      (Лев.5:1);

-         глас вопля              (Пс5:3)

-         горделивый голос (Иер.51:55), и многие другие оттенки наших голосов.

 

     Оказывается, Библия уделяет большое внимание тому, как мы пользуемся своим голосом. И действительно, не объясняемся же мы в любви, придав своему голосу какой-то неподходящий тембр. Напротив, мы находим для объяснения в любви то единственное звучание голоса, которому, как нам кажется, можно будет поверить.

     Насколько Бог больше наших любимых! Насколько больше мы должны использовать возможности наших голосов, чтобы угодить Ему своим пением. Кто-то скажет, возможно, что Бог смотрит на сердце, и не интерсуется тем, как мы поём. Хочу возразить. Господь учит в евангелии от Луки 6:45:

 

„...ибо от избытка сердца говорят уста его”.

 

     Уста всегда выражают то, чем переполнено сердце. Мы уже рассматривали псалом 150. Разбор этого заключительного произведения в книге Псалмов – тема отдельного разговора, но несколько слов следует сказать. В Библии все расположено в нужном порядке, чтобы человек мог верно научиться из неё. 150 псалом учит нас правильно хвалить Бога. И первыми стоят не вопросы владения иструменами или вокалом. Первым пунктом стоит святость. Вторым сокрушение и полагание лишь на Его силу. Третьим и четвертым смирение и ещё раз смирение. И лишь затем можно говорить о музыкальных способностях.

     Работа над голосом должна начинаться с работы над сердцем, но не наоборот. Нет смысла специально репетировать с группой прославления глас хвалы или глас псалмопения. Следует каждому заботиться о своем сердце, чтобы в нем всегда был избыток. Избыток – это больше, чем достаток. Если вы уверены в сердце своем, что вполне любите Иисуса и вполне благодарны Ему, это значит лишь, что вы приблизились к уровню, за которым начинается левитское служение. Не тормозите, дорогие, проходите смелее все эти уровни, и вам откроется. Сила рождается в сердце. Это потрясающе простое откровение. Но, возлюбленные мои левиты! Примите его с кротостью. Начните жить освященной жизнью для Бога, пусть это станет нормой. Затем познайте, что вы без Него– ничто, ноль! И ещё учитесь смирению. Радуйтесь, когда вам Бог дает шанс попрактиковаться в смирении. Смиряя нас, Господь желает лишь возвысить. Ибо это единственная тропа к служению Нового Завета, не буквы, но Духа.

     Когда же мы лицемерим, и создаём в голосах искусственные эмоции, это не приносит никому пользы. Если верующие и не заметят лицемерия по причине того, что закрывают глаза и ищут лица Божьего, то новообращённый и неверующий сразу видят и слышат фальш. Такое служение может стать причиной медленного роста церкви. Уверяю вас, возлюбленные, не могут церкви не расти!  

     Так что же мы понимаем под голосом псалмопения? Под голосом псалмопения мы понимаем особенное, осознанное звучание голосов поющих при исполнении псалма. Особенность этого звучания человеческого голоса состоит в том, что в нём отчётливо слышны эмоции человека, получившего благодать спасения, бесконечно счастливого этим, и всем сердцем благодарного Богу за Его доброту и заботу.

  

     В заключение хочу сказать, что эта моя статья ни в коем случае не претендует на какую-либо научно-исследовательскую ценность, тем более в свете анализа музыкальных форм. Цель этого учения - научить лидера прославления отличать псалом от славословия и от духовной песни. Мы с вами рассмотрели классический псалом. В реальности же классика в чистом виде встречается редко. На двучастный скелет псалма вполне могут нарасти разные развития. Однако, наличие в произведении повествовательной части непременно указывает на его псаломное происхождение.

     Современная церковная музыка очень динамична, и каждое новое поколение верующих приносит в неё своё обновление. И это хорошо! Пусть в ваших общинах всегда будет обновление! Там, где обновление - там жизнь. Там, где жизнь - там нет смерти.

Аминь!

Игорь Христов. 2000 г.

Hosted by uCoz